Rustembek    18:46, 16 ноября 2017
Вспоминаю свадьбу, которую устроила моя дочь со своим женихом. Расписались они в обычном ЗАГСе, выбрав время к концу дня, чтобы никто не мешал. Кроме родителей, были участники группы, в которой играл жених Да и свадьбу играли в кафе, в котором они работали. Был организован шведский стол, а нормально накрытый стол для старшего поколения: родители, дяди, тети, ну и конечно, дед жениха. Поэтому мы сидели, пили и ели, что нам накрыли. А остальные подходили, набирали и наливали, что им хочется. Доча с уже мужем ходила по залу, подсаживалась к разным столам, желающие произносили тосты... Разумеется, когда поздравили мы, родители. И как-то незаметно время пролетело, был вынесен зажаренный небольшой барашек как главное блюдо. И то, что осталось после нас, пожилых - нам ведь положили первым, разобрала молодежь. И похоже, без обид. Жаль только, что пример не в тему. Доча по паспорту русская, да и жених тоже! А русские разве пример для кыргызов?
Rustembek    18:13, 16 ноября 2017
Как-то в середине 70-х у меня был разговор с очень мной уважаемым родственником Алымбек-байке. И он тогда определил различие между им и мной. "Рустем, ты киргиз, потому что языка не знаешь, обычаев и истории кыргызов то же. А я кыргыз, потому что это знаю". Признаюсь, было немного обидно это слушать. Ведь не моя вина, что я родился и вырос в Алма-Ате, в окружении русскоязычных друзей, не имея возможности закреплять и использовать тот словесный запас, который получал, когда летом был в айыле у родственников. Но сейчас начинаю понимать его правоту, хотя с кое-чем и не согласен. Быть киргизом - это позор? Или просто беда нас, живших в СССР и с детства впитывающих слова: МЫ - СОВЕТСКИЙ НАРОД. А коль так, что за дело до того, что не знаем родного языка? Правда, потом у одной лингвопсихолога - выражение мое, так что заранее мои извинения - прочел, что у ребенка формируется мышление той лингвистической группы, на языке которой он говорит. И я, воспитанный на русском языке, к слову, удивляя своим русским носителей в России, не просто думаю, а может, и решаю, как русский. Но почему тогда так щемит сердце, когда вижу страдания бедных кыргызских семей, сводящих еле-еле концы с концами? И даже пишу о них - киргиз, с надеждой, что на них обратят внимание и помогут? Может, что-то кыргызское все-таки в нас, киргизах, осталось, коль нужды людей нам не безразличны?
Rustembek    17:10, 16 ноября 2017
Ну что сказать? В свое время, несколько лет назад, я писал статью на эту тему, которую опубликовал в "Аргументах и фактах Кыргызстан". Кончно, не так подробно, как это сделал автор. Но с попыткой рзобраться с корнями этих обычаев. И в первую очередь, с едой. Наши предки, казахи и кыргызы - у меня отец кыргыз, а мать казашка, приняли ислам позже наших соседей, узбеков и дунган. И приняли этот ислам со своими оговорками, которые касались, в первуют очередь, погребения. Одна причина на виду: народы были кочевые, растояния не маленькие, поэтому, чтобы собрать родных и близких, требовалось время. И хоронили не как принято у, скажем так, истинных мусульман - пока тело не остыло, а откладывали погребение на третий день. По крайней мере в нашем айыле делается так. В первый день оповещают сельчан, собираются в доме умершего, выясняют, у кого есть скотина на заклание, если у родственников покойного ее нет. Определяют, чья очередь копать могилу, и с этим доходят до маразма. Скажем, мне 66 лет, я откопал уже 4 могилы, но наступает моя очередь, и мне говорят об этом. Притом, что я гражданин Казахстана, не прописан в этом селе, но живу в доме родителей, время от времени навещая Алма-Ату. Но это не аргумент: не хочешь копать сам, найми кого-нибудь всего лишь за 500 сомов. Ну да ладно, копатели всегда найдутся А вот второй вопрос: почему кыргызы влетают в основные расходы на угощении - это уже объяснить сложнее. Недавно прочел роман Т.Касымбекова "Сломанный меч", в котором он, наряду с войной между всеми и вся очень вкуссно рассказал о том, что ели кыргызы на поминках и тоях. Еще в советское время на поминках по умершей знакомой я разговорился с мужчиной, как мне показалось, исламским богословом, но не афиширующего это. И вот он сказал мне одну вещь, которая в памяти моей и многое объясняет из того, что у нас происходит. Вот его слова:"Три народа - кыргызы, казахи и калмыки, из мяса, даже сваренного, получают необходимые против цинги вещества." И ведь действительно. Земледелием мои предки начали заниматься с появлением русских переселенцев, если не считать южных казахов и кыргызов, жившим рядом с узбеками. А чистые степняки, у которых, кроме скота, своих растительных продуктов не было - ведь сарымсак был для вкуса, а не для пролактики цинги. И если в этом утверждении есть доля правды, то вот и объяснение. Мясоеды кыргызы и казахи использовали любую возможность поесть свежатину, даже и в нынешние времена. Покупать мясо на бозаре - кошелек не позволяет, а вот прийти, скажем, в 12 ночи, зная, что мяссо сварено, на кечке тамак людей звали, покричать, что положено и поесть, что положат... Никто ведь пригласительных не спрашивает и не выясняе: откуда Вы, родимые, ночью к нам приехали? Но никто и не задумывается, что эти три дня, включая день похорон - это не поминание усопшего. Это - поминальный трехдневный пир, на котором кыргызы могут поесть свежее мясо. Так сказать, необходимость, обусловленная природой наших предков и оставшееся в наше, далеко не сытное время! Гены, раз их так!
Bambino    11:57, 16 ноября 2017
frunze17    0:55, 15 ноября 2017

mishania
Риски есть, вы правы. А что вы предлагаете? Хвостохранилище уже есть и останется, даже если рудник сейчас закрыть или отобрать у канадцев. Но на мой взгляд, все не так уж страшно, там вечная мерзлота и среднегодовая температура минус 8 градусов, как только прекратится переработка руды, прекратится отепляющее воздействие пульпы на хвостохранилище, после чего хвосты и дамба промерзнут до основания, плюс по плану закрытия рудника всю поверхность хвостохранилища покроют инертным грунтом слоем в 5 м, обеспечат поверхностный водоотвод, так что естественный размыв хвостов будет исключен. В данном случае холод, вечная мерзлота и высота в 4 с лишним тысячи метров вкупе станут неплохими изоляторами хвостов от окружающей среды, и это не затратно. Есть правда потенциальная опасность прорыва озера Петрова, но и по нему тоже планируются решения, понижение уровня, контролируемый автоматический сброс и т.д.
mishania    16:30, 14 ноября 2017
mishania    16:17, 14 ноября 2017
Цитата: kud_34 19:17, 13.11.2017

mishania
"И наконец, через несколько лет процессы морозного выветривания приведут в резкому усилению процессов разрушения хвостохранилищ и их прорыву"
...
Канадцы на себя берут рекультивацию и формируют для этого спец. фонд. Я уверен, что они с этими хвостохранилищами разберутся куда лучше "отеч. спесиааалистов" типа Кадырбекова. Если сейчас остановить производство, придется им инвесторам выплачивать неустойку и самим решать проблемы по рекультивации, консервации, а как вы знаете, у нас в стране даже со строительтва школ успевают украсть, а тут чиновники спишут миллионы, а закопают хвосты метром гравия и всё.

Вопрос в том, сколько в этом фонде будет денег и на сколько их хватит? На 20, 30...100 лет..? Но через сто лет ..., что наши пра-пра-внуки уже не будут здесь жить? Канадцы к тому времени уже и забудут про нас...., а "хвосты" останутся. Они же никуда не денутся. И тогда все деньги, которые мы получим сейчас, уйдут на поддержку их в нормальном состоянии. И так навсегда! Это все равно..., что продать почку сейчас ( потому что деньги сейчас нужны! ), а потом всю оставшуюся жизнь платить деньги на почкоподдерживающий аппарат!
Rustembek    9:37, 13 ноября 2017
Вспомнил эпизод из фильма "Берегись автомобиля". Может, кто помнит, как Деточкин пытался угнать автомобиль героя Миронова, а опаздывающий на поезд просил его подвезти. И раздраженный Смоктуновский по простоте своей сказал:"Я хочу угнать этот автомобиль, а вы мне мешаете!" Правда, Деточкин в каком-то смысле был положительным героем и угонял машины исключительно у воров. Но к чему это я? Калия Молдогазиева напомнила мне этого опаздывающего пассажира, причем действительно озабоченная тем, что с проблемой ледников Кыргызстан может опоздать. И мешает уважаемой фирме и тем, кто их лоббирует, красть богатства недр, к тому же оставляя мину замедленного действия в виде экологической катастрофы. Не понимает человек, что капусту надо рубить сейчас, пока ее дают. А когда Центерра или как ее там, закончит свою разрушительную работу и уйдет, то где еще такой источник будущего благоденствия найдут? А так, если получится построить где-нибудь там, в тихом и спокойном зарубежном месте домик хотя бы в два этажа с участочком соток в 100, то что за забота о том, что осталось в нищем и неспокойном Кыргызстане? Ведь дом, в отличие от ледников, не растает!
Rustembek    8:50, 13 ноября 2017
Несколько раз прочел статью, но так и не понял, за что ратует автор. "Вместо Верхне-Нарынского Каскада ГЭС надо построить Кировскую ГЭС. Или Казахстан должен платить за упущенную выгоду водно-энергетического режима КР". Итак, что выбираем? Если строить, то нужны денежки на то, что предлагает автор построить. Но если шантажировать казахов тем, что как с Токтогулкой, будет со сбросом воды зимой, а не летом, пойдут ли на это казахи? А способов ответить на подобный шантаж у них достаточно. Ведь основные пути в Россию, которая является главным потребителем рабочей силы и товаров, произведенных в КР, идут через Казахстан. Кстати, а почему эксперт не предлагает выдвинуть подобное предложение Узбекистану, который является основным потребителем воды с Токтогулки? И вновь мы нарываемся на скандалы с соседями, вместо того, чтобы цивилизованно и научно-обоснованно прийти к решению этих проблем. Не уподобляясь пацанам, которые в порыве ярости готовы отвергнуть всех и вся. А с позиций мудрости, которая требует пусть долгого, но плодотворного решения этих проблем. Говорят, ледники тают. Значит, и воды в Нарыне будет меньше. Так что строительство Верхне-Нарынского каскада - это уже не тактическая, а стратегическая необходимость. Причем для всех трех республик: Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. К беде следует подготовиться заранее, а не ждать, когда река обмелеет!
Rustembek    8:25, 13 ноября 2017
Цитата: pessimist 18:51, 11.11.2017
Я немного по другому вижу всю эту историю.
Февральскую революцию коммунисты не прозевали, а создали предпосылки дл нее и допустили....

Спасибо за комментарий, который, я полагаю, требует ответа. Мой первый посыл, который Вы, похоже, упустили - это то, что я разделяю большевиков и коммунистов. Для меня большевики - те, кто, начиная с Лондонского 1903 года съезда РСДРП и поддержавшие Ленина, взяли курс на захват власти путем социалистической революции - программа максимум. Другое дело, что их число - активных большевиков, в ферале 1917 года было ничтожно мало - 24 тысячи на такую страну, как Российская империя... Ну да ладно о феврале. Более интересен тот рост членов РСДРП(б), который произошел к июлю 1917 года - уже 250 тысяч за 4 месяца. Вы ведь не будете возражать, что этот рост произошел не за счет тайных большевиков, а за счет тех, кто поверил их агитации. Вот этих новых членов я и называю коммунистами. Попробуйте абстрогироваться от того, что нам внушали в СССР: большевики-ленинцы - это самые главные коммунисты. И представьте, что большевики-ленинцы после смерти вождя пролетариата съедали - в переносном и фактически в прямом смысле друг друга, прихватывая по пути тех, кто им верил. А коммунисты выполняли то, что им велела партийно-чиновничья каста. Но это очень долгий спор. Может, Вы пришлете мне на почту свои координаты и мы сможем продолжить наши прения, не оглядываясь на формат АКИпресс? Мой E-mail: rustem.tur@mail.ru
X